Что такое творчество или креативность. — Психология человека
Подписаться на наши соцсети

Что такое творчество или креативность.

Творческие способностиспособности человека принимать творческие решения, понимать, принимать и создавать принципиально новые идеи.

В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.

В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы, причём, как правило, неспециализированными инструментами или ресурсами. Имеется также в виду способность к смелым, нестандартным решениям проблем.

Креативность с точки зрения психологии.

По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путём вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:

  • вербальную креативность
  • образную креативность
  • отдельные креативные способности:
    • беглость — этот количественный показатель, в тестах чаще всего это количество разных решений выполненных заданий. Оценивается на тестах, состоящих из «малых творческих задач» — задач на соображение и разные головоломки; по существенному сходству процесса решения их объединяют, также, под общим названием «задачи на соображение».
    • гибкость — этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность создавать новые, модифицировать и комбинировать идеи с стратегии, переходить от одного аспекта к другому.
    • оригинальность — этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.
    • способность видеть суть проблемы.
    • способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности:

  • беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — описание представлений одних областей знаний, языком и способом других, перенесение знаний и представлений из одних областей в другие, мышление в одних сферах знаний, обычно вновь создаваемых, средствами других, готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, упростить  сложное.
  • удовлетворенность — чувство понимания, что задача решена, итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Элису Пол Торренсу (амер. психолог)

Тесты оценки творческого мышления Торренса (ТОТМТ)

Торренс прославился своими исследованиями природы творчества. В 1966 году он развил метод сопоставления для определения степени творческой активности при помощи разработанных им тестов оценки творческого мышления

  • Беглость — способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Выход за пределы замкнутости, границы известного — способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Способность создавать обобщённые, абстрактные название, базирующееся на понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации представлений, образной информации в словесную форму.

Построенные на трудах Джо Пола Гилфорда, они включали простые тесты на выявление уровня развитости дивергентного мышления и других навыков решения проблемных задач, результаты которых оценивались по четырём параметрам:

  • Беглость. Общее количество поддающихся интерпретации, значимых, соответствующих решаемой задаче идей, сгенерированных в ответ на раздражитель.
  • Гибкость. Количество различных категорий соответствующих ответов.
  • Оригинальность. Статистическая редкость ответов.
  • Тщательность. Количество деталей в ответах.

Кроме того, существует такой критерий, как способность к лёгкому генерированию большого количества идей.

В третьем издании ТОТМТ 1984 года был исключён параметр гибкости.

Гипотеза порогового значения.

В психологической литературе велись активные споры на тему, являются ли интеллектуальность и творчество частями одного и того же процесса (смежные гипотезы) или представляют различные умственные процессы (непересекающиеся гипотезы).

Гипотезы происхождения креативности.

Имеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве.

По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад

Гипотеза порогового значения.

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Э. П. Торренс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Как писала Мария Захарова: «Впервые понятие „дивергентное мышление“ в психологию ввёл учёный Д. Гилфорд, описавший дивергенцию как „мышление, идущее в разных направлениях“. Также Гилфорд пришел к выводу, что данная форма мозговой деятельности человека допускает варьирование основных путей решения какой-либо задачи или проблемы, приводя в итоге к неожиданным результатам и выводам».

Дополняется конвергентным мышлением.

Конвергентное мышление (от лат. convergere — сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, то есть когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест, представленный в книге авторов Дж. В. Гетцельс и Ф. В. Джексон: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Д. Гилфорд совместно со своими коллегами также разработал тесты для выявления дивергентной продуктивности человека. Среди этих тестов был тест на лёгкость словоупотребления и тест на составление изображения, в котором тестируемому предлагалось нарисовать определённый объект с помощью ограниченного набора геометрических фигур.

Конвергентное мышление наиболее эффективно в ситуациях, когда ответ уже существует и его просто нужно вспомнить или проработать с помощью стратегий принятия решений . Важным аспектом конвергентного мышления является то, что оно приводит к наилучшему ответу, не оставляя места для двусмысленности.

Знания — еще один важный аспект творчества. Это источник идей, предлагает пути к решениям и предоставляет критерии эффективности и новизны . Конвергентное мышление используется как инструмент творческого решения проблем . Когда человек использует критическое мышление для решения проблемы, он сознательно использует стандарты или вероятности для вынесения суждений. Это контрастирует с дивергентным мышлением, когда суждение откладывается, пока ищут и принимают множество возможных решений. Конвергентное мышление часто используется в сочетании с дивергентным мышлением . Дивергентное мышление обычно возникает спонтанно и свободно, когда генерируется и оценивается множество творческих идей. Конвергентное мышление.

Психологическая помощь в Красноярске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »