Психотерапевт Барбара Шер помогла более миллиону человек найти свое предназначение и стать по-настоящему реализованным.
По её мнению людей можно условно разделить на два типа:
сканеры и дайверы.
Дайверы — это те, кто выбрал для себя одну сферу интересов и стал в ней развиваться. А вот сканеры имеют слишком много интересов и увлечений для того, чтобы сфокусироваться на чем-то одном.
Сканеры хотят попробовать всё. Они с одинаковым энтузиазмом изучают структуру цветка и теорию музыки. Они любят путешествовать и интересуются политикой. Для сканеров Вселенная это сокровищница, где хранятся миллионы произведений искусства, и вряд ли хватит жизни, чтобы все их увидеть.
Часто люди-сканеры ощущают, что время проносится мимо, а они ещё ничего не достигли. Не стали профессионалом ни в чём. Кажется, уже без пяти минут эксперт в одной сфере, и тут начинает интересовать другая. Ровесники, у которых меньше и талантов, и возможностей, продвинулись далеко вперёд, а сканер всё стоит на старте.
Они говорят:
Я знаю, что мне стоит сконцентрироваться на чем-то одном, но на чем именно?
Мне становится скучно, как только я понимаю, как что-то делается.
Я не хочу выбирать карьеру, потому что боюсь, что выберу неправильно.
Я начинаю так много дел, но почти ничего не довожу до конца.
Если это похоже навас, скорее всего, вы сканер. Поскольку такое поведение многим незнакомо и непонятно, наверняка вам не раз говорили, что вы делаете что-то не так и вам все-таки нужно выбрать какой-то один путь. Но это большая ошибка. То, что вам преподносили как недостаток, на самом деле редкий дар.
В этой удивительной книге Барбара Шер показывает, как приспособить ваш замечательный многогранный ум к миру, который толком никогда не понимал, кто вы на самом деле.
Прочитав эту книгу, вы узнаете:
Что стоит за вашей частой сменой интересов (для этого есть своя причина!)
Когда и как заканчивать то, что вы начали.
Как заниматься всем, что вы любите.
Каким типом сканера вы являетесь (и какие инструменты вам нужны для оптимальной работы).
Все мы знаем таких людей — они интересуются слишком многими, иногда абсолютно разными вещами, они начинают и бросают свои занятия после недолгого начала, они боятся заняться чем-то серьезно, потому что тогда упустят кучу других интересующих их вещей. Они не становятся специалистами, не строят карьеру. И хотя общество снисходительнее относится к увлечениям женщин, общий настрой остается знакомым: люди ценят специалистов, достигших зримого успеха в одном деле.
Однако, не все люди, меняющие множество занятий, делают это по одинаковым причинам. Психотерапевт и консультант по вопросам карьеры Барбара Шер утверждает, что делают так два совершенно разных типа людей. Она назвала их сканерами и дайверами.
Сканеры
Сканер совершенно очарован многообразием мира вокруг, ему хочется попробовать буквально все. Его увлекают совершенно разные вещи – от цветоводства до политики, от механики до теории музыки. Сканеру кажется, что жизни мало, чтобы попробовать все, что ему интересно.
Но людям вокруг кажется, что сканер просто не может себя заставить работать и заниматься вещами глубоко. А вскоре и сам сканер начинает упрекать себя и считать, что если он не собирается посвятить чему-то жизнь, то нечего и браться за дело. Так рождаются несчастные сканеры. Они буквально запрещают себе интересоваться новым, изучать интересное и пробовать необычное. И большим облегчением для них бывает узнать, что с ними все в порядке, что просто мозги их устроены таким образом, что им нужен постоянный приток нового, что узнавать, изучать и пробовать – их призвание.
Сканеры обладают повышенной способностью учиться, они любят все новое, не страдают нерешительностью – если их увлекает что-то, они буквально ныряют в новое дело. У них очень гибкое мышление, они легко воспринимают незнакомую культуру и уважают разные типы мышления.
Из них не выйдет ученого, который всю жизнь изучает заднюю пару усиков ночной бабочки особого подвида. Сканер любит узнавать о предмете столько, чтобы иметь хорошее общее представление, понять интересные особенности, узнать как это делается в принципе, научиться- и перейти к следующему увлечению. Главное для них – позволить себе жить так, как им интересно. Жизнь никогда не перестает подкидывать интересное для сканеров, их жажда знаний, как им кажется, всегда опережает их силы или доступное им время.
Основная проблема сканеров в том, что им всегда кажется, что им не хватает времени. Чувство времени у них особенное, для сканера почти непонятно «завтра», все, что он хочет, он должен получить сейчас. Потому что ему кажется — это единственно доступное ему время.
Главное, что им нужно понять – 1)спешка не самое эффективное действие, 2) времени на самом деле больше, чем они думают.
Просто писать списки задуманных вещей для сканеров бесполезно, они только начинают нервничать сильнее.
Как же сканеру заниматься всем, чем он хочет?
Упражнение «10 жизней»
Если бы у вас было 10 жизней, кем бы вы были, как бы вы их провели? Возьмите ручку и лист бумаги и запишите эти 10 ( или 20 или сколько вы хотите) жизней.
Проверьте, действительно ли это то, что бы вы искренне хотели. Сделать это просто – закройте глаза и представьте себя реально занимающейся этим – что находится вокруг, чем вы заняты, получаете ли вы удовольствие. Не все «желания» проходит проверку этим.
А теперь внимательно читайте свой список и задавайте себе вопросы:
Что бы я выбрала для текущего года?
Что после того, как закончила бы это дело?
Какое из дел можно делать по двадцать минут каждый день?
Что можно делать по выходным?
Что мне бы хотелось делать только изредка?
Если вы сканер и внимательно обдумаете каждое дело, вы можете осознать, до какой степени вам хочется им заняться, что будет достаточным для вас результатом. Для Кати «научиться готовить», оказывается, означало «научиться печь пироги из дрожжевого теста». Для Марины «хочу заняться вязанием» — значило в глубине души «научиться вязать сложные свитера ирландским вязанием – с косами и жгутами».
Когда вы понимаете, что и до какой глубины вам хочется, вам гораздо легче найти для этого время.
Вам хочется научиться рисовать? Не думайте, что этим можно будет заняться, когда у вас будет время. Купите книгу для начинающих и прямо сегодня сядьте и порисуйте 15 минут. Может вы порисуете так три месяца, а затем запишетесь на вечерние курсы. У вас есть на это время!
Сканеру нужно особое планирование. Расчертите на больших листах три года подряд, квадратами для месяцев. Посмотрите на это поле времени перед вами. Проведите цветным карандашом линию через полмесяца, через месяц или три месяца и надпишите то, чем вы планируете заняться. Некоторые занятия можно запланировать через два года. Некоторые на завтра. Но сам вид карты времени, в которую вписано то, чем вам хочется заняться, должен подействовать успокоительно на ваше постоянное чувство нехватки времени.
Если вы сканер – не принуждайте себя измениться. Сканер счастлив только тогда, когда ему позволено делать то, что его увлекает.
Дайверы
Но есть и другая группа людей. Несчастный дайвер выглядит как сканер и ведет себя как сканер, но совершенно им не является.
Дайверы любят нырять глубоко, их не удовлетворяет поверхностное знакомство. Профессиональные спортсмены, художники, ученые, музыканты очень часто являются дайверами. Чем больше дайверы углубляются в предмет, тем больше они находят там материала для изучения.
Но иногда что-то встает на пути дайвера и тогда он ведет себя как сканер – начинает и оставляет занятия, нигде не остается надолго, берется за то и за это. Но там , где сканер счастлив, где менять занятие его заставляет новое увлечение, предвкушение новой радости, дайвер ненавидит эту смену, он мучается оттого, что не может ни на чем остановиться.
Несчастному дайверу не нравится бросать начатое, но почему-то у него не получается продолжить. Он часто не занимается делами, к которым его влечет, потому что очень боится связать себя по рукам и ногам тем, что окажется совсем не его делом. Поэтому он выглядит человеком , не умеющим сфокусироваться и занимающимся случайным , неинтересным делом.
Если у вас нет физических проблем с умением сосредотачиваться, и если вы думаете, что вы несчастный дайвер, то скорее всего у вас одна из трех проблем.
№1.Дайвер, не умеющий учиться.
Иногда люди, чрезвычайно одаренные и умные, так успешно и блестяще схватывают в начале учебы материал, что у них совершенно не вырабатывается умение упорно и систематически трудиться над предметом. Те, кому учеба достается сложнее, понимают необходимость упорного и последовательного труда и знают, что за периодом непонимания и растерянности непременно придет знание и умение.
Но блестящие люди не прошли через этот период в школе. Все давалось им легко и на лету, их хвалили, но они так и не узнали, каково это работать с напряжением сил, у них отсутствует необходимая дисциплина. Поэтому в дальнейшем они пасуют там, где нужно начать прикладывать усилия. Они пугаются, что больше не будет похвал, к которым они так привыкли, что нужно делать что-то непонятное, их уверенность в себе под угрозой – и они просто меняют занятие.
Что делать:
В следующий раз, когда вы почувствуете, что не знаете, что делать дальше, чувство разочарованности и бессилия, сделайте усилие и продолжайте работать. Вам нужно сломать установившийся образец поведения, вам нужно узнать то, что знают все не такие блестящие, но трудолюбивые люди – упорный труд всегда приводит к результату. Вы перестанете бояться быть незнающим, неумеющим и научите учиться.
№2 Дайвер, гоняющийся за новизной
Когда дайвер этого типа чувствует упадок сил и плохое настроение, он вспоминает о волшебной палочке – каком-нибудь новом занятии. Он бросается заниматься этим, и новизна дает ему всплеск удовольствия, ощущение насыщенности жизни. Но как только новизна выветривается, нужно заниматься чем-то серьезно, снова подступает уныние, и дайвер ищет новой встряски. Он постоянно убегает от своей несчастности, но в результате оказывается, что убегает он и от своего счастья. Потому что никогда не испытывает чувства завершенности, чувство удовлетворения от проникновения в глубины.
Что делать:
Вы боитесь, что преследование одной цели лишит вас всех других удовольствий в новых вещах. Заведите себе коробку с надписью «Бюро находок». Каждый раз, когда вас отвлекает мысль о новом проекте, запишите его на полоске бумаги и опустите в эту коробку. После чего вернитесь к тому, что делали. Самое большое удовлетворение дайверу приносит доведение вещей до конца, изучение глубин. Дайте же себе почувствовать это счастье.
№3. Дайвер, испытывающий чувство тревоги и стыда.
Этот тип дайверов начинает нервничать, когда они занимаются чем-то, интересующим их, достаточно глубоко. Им нравится предмет, но чем дальше они заходят, тем тревожнее становятся – пока не могут больше продолжать.
Причины этого коренятся в их детстве. Возможно у них были очень требовательные или манипулятивные родители, и несчастные дайверы теперь боятся угодить в ловушку и избегают инстинктивно того, к чему их тянет. Возможно их обижали и высмеивали в детстве и теперь они не могут доверять себе, не могут отдастся ничему так, чтобы это их захватило – и оказаться беззащитными, и может случиться что-то плохое.
Или они чувствуют себя очень эгоистичными всякий раз, когда делают что-то для себя. Если их близкие несчастны, дайверам кажется нечестным заниматься тем, что делает их счастливыми, им стыдно быть счастливыми. Более того, каким-то извращенным способом им кажется, что отказываясь от того, что им нравится, они облегчают жизнь своих близких, уменьшают их несчастность.
Им нужно однажды понять, что лишая себя чего-то, они не делают своих родителей счастливее и перестать это делать. Им придется расстаться с ощущением воображаемой помощи, понять, что им придется просто смириться с несчастностью родителей, с невозможностью исправить это за них и просто их жалеть, но не приносить свою несчастность им в утешение.
Что делать:
Вам нужно поверить, что вам разрешается быть счастливым прямо сейчас. Каждый раз, когда вы увлечены и внезапно подкатывает тревога, остановитесь, осознайте свои чувства, испытайте жалость к родным, жалость к себе в детстве, можете даже всплакнуть. А затем вернитесь к своему делу и продолжайте его делать.
Автор Барбара Шер: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/otkazyvayus_vybirat/