Игры, в которые играют системы. Системы, которые играют в игры.
На днях, уважаемый kellylynch задал такой вопрос:
— если в мире происходит «движение в сторону более осознанного отношения к понятию жизнь, а значит к разумности», .. почему по мере этого движения растёт количество депрессий и вообще неврозов? … это даёт сильный козырь в руки поборникам религии (иначе она бы давно уже отмерла — как отмерли газовое освещение или конка). Что делать с нарастающей невротизацией общества? Именно с этой невротизацией и связано «второе рождение» религии начиная с 1980х гг. Люди вкусили «осознанного отношения к понятию жизнь, а значит к разумности» — но счастливее от этого не стали; наоборот — чем дальше в лес, тем выше уровень невротизации. (конец цитаты)
Вопросы показался мне интересными. Пытаясь найти решение, делаю попытку понять, прежде всего, для себя, почему так происходит? Для начала, похоже, следует разобраться, что такое человек по отношению к государству и окружающему миру:
- Человек – элемент внутри системы (государства)
- Существуют открытые и закрытые системы.
- Человек, во всех смыслах, относится к открытым системам. ____________________
Закрытая система, как это становиться видно по названию — отграничена от окружающего мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами.
В противоположность закрытой системе, открытая система функционирует благодаря взаимодействию с окружающим миром. Первостепенное значение при этом имеет обмен энергией и информацией с окружающей средой, представленной системами разного калибра.
Закрытость и открытость систем бывает разной степени выраженности. Абсолютно закрытая и абсолютно открытая системы — это достаточно абстрактные понятия. Даже в сложнейших научных экспериментах и при особых природных обстоятельствах (глубоко в космосе, в центре звезды) достижение абсолютно открытого или закрытого состояния невозможно. Все, что будет сказано ниже, относиться к промежуточным состояниям разной степени выраженности.
Возможны как бы промежуточные состояния: мнимо открытая и мнимо закрытая система. Мнимость проявляется в том, что обладая внешними признаками одного типа, на самом деле система относиться к другому типу. _________________________________________________
Более того, человек элемент множества внешних систем и подсистем: общественной системы, социальной, культурной, государственной, финансовой, идеологической, биологической, экологической, космической и т.д.
Если рассматривать внешнюю среду окружающую человека как единую систему (опустив тот факт, что сама она состоит из множества подсистем), то можно попытаться представить образно систему «человеческое общество» как некое живое существо, а человека частицей из которой состоит это существо. Но вначале попробую представить условную схему своеобразных иерархий систем и надсистем.
В целом вселенную назовем к примеру, Унисистема.
Источники нам говорят:
__________________________________________________________________
Теодор Герцль
- Система есть абстрактная сущность, обладающая целостностью и определенная в своих границах. Целостность системы подразумевает, что в некотором аспекте «сила» или «ценность» связей элементов (людей) внутри системывыше, чем сила или ценность связей элементов системы с элементами внешних систем или среды.
- Развитие общественной системы заключается в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. Главная идея заключается в убеждении, что в результате эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д. происходит развитие и укрепление системы.
- Развитие любого культурного элемента изначально предопределено, так как его более поздние формы формируются и зарождаются из более ранних. При этом развитие любой культуры много ступенчато, а ступени и стадии развития едины для всех культур в мире;
- Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд.
- Историю эволюционисты рассматривали как сумму независимых эволюций единичных элементов культуры и социальной структуры.
- Система должна обладать возможностью изменять своё состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний. В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной. Отсутствие или недостаточность разнообразия могут свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему.
- Появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов – приводит к проявлению у системы таких свойств как Синергичность, эмерджентность, холизм.
- Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов.
- Иерархичность— каждый элемент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы). _______________________________________________________________________
Итак, все же почему по мере развития человеческого общества «растёт количество депрессий и вообще неврозов»?
На мой взгляд, одной из причин может быть то, что нарастает противоречие между отдельными частями надсистемы, усиливается несбалансированность системы связей. Отсутствие свободного доступа к объективно качественной информации. Отсутствие методик и квалифицированных кадров для передачи и обмена подобного рода информацией.
Ситуация, когда система, претендующая на статус более развитой, по сути, эволюционно находится ниже заявленного уровня.
Для сравнения можно привести в пример спортсмена без должного уровня подготовки. Что может произойти, когда фактическая нагрузка не соответствует реальным возможностям, фактическому состоянию и уровню подготовки вспомогательных отделов системы организма? Рвутся связки, ломаются кости, повреждаются жизненно важные органы. Но предшествует всему этому травматизму – вначале ощущения перенапряжения, затем боль. Если взять аналогию с автомашиной, когда технические характеристики механизма не соответствуют заявленным производителем – отдельные агрегаты пр перегрузке внезапно отказывают или машина, что называется, сыпется. Социальное напряжение (как совокупность неврозов и депрессий отдельных людей) такой же ответ на несоответствие ожиданиям (надеждам) граждан в ответ на заявления (обещания) управляющей системы. В ответ рушится система ценностей внутри такой системы, нарушается устойчивость связей и можно наблюдать прочие признаки энтропии данного общества.
Что происходит в организме в результате таких процессов (стресс, угроза жизни)? Очевидно, организм пытается мобилизовать в целом систему. Для спасения такой системы как человек (напомним — человек относится к открытым системам), прежде всего, необходимо укрепить систему связей, сгруппировать элементы её составляющие. Каким образом? Сплотить («затянуть гайки»). Каким способом? Тысячелетиями отработаны беспроигрышные варианты: создание атмосферы неопределенности, акцентирование на внешней угрозе, наращивание состояния неуверенности в текущем моменте, сведение потребностей низших элементов до уровня выживания с последующей концентрацией энергии в отделах связанных с обороной и сохранением безопасности. Напряжение, нервозность, депрессии, это показатель, а не причина проблем в данном конкретном обществе.
Моделирование такой ситуации — стратегия и естественная защитная реакция. Применение данной технологии признак несовершенства прогнозирования системой управления в данном обществе. Это ответ на ошибочные прогнозы, неожиданные нагрузки и угрозу распада. При этом основная нагрузка падает на отдельные вспомогательные элементы, страдают в первую очередь периферийные органы (низшие слои общества) системы. Так устроен любой организм – приоритет всегда за областью включающей аппарат управления. Т.е. мозга.
Гибель центра управления влечет за собой смерть всего организма. И никак по-другому.
Поэтому никакие радикальные пути в истории еще не приводили к резким улучшениям в ожидаемом направлении. Не приносили бескровного исхода.
В лечении любой болезни существует два основных подхода — радикальный и консервативный. Радиальный способ не гарантирует жизни, но дает шанс на спасение в критических ситуациях. Консервативный подход гарантирует жизнь, но часто сопряжен с длительным и часто болезненным периодом лечения. Однако, существует такая поговорка: человек болен не тогда когда у него возникает болезнь, а болезнь возникает, когда он болен, т.е. в больном организме.
Депрессии и неврозы отдельных членов общества — симптомы сигнализирующие о болезни самого общества (данной общественной системы).
Что делать?
На мой взгляд, для того, что бы излечить (а не убить путем обезглавливания) систему, частью которой является человек, следует подумать прежде всего о состоянии собственного здоровья. Здоровья как физического, так и культурного, профессионального, социального, духовного, психологического, ментального. Всеми силами сохранять признаки и свойства здорового организма. Не теряя равновесия, ежедневно балансируя между терпимостью и нетерпением, жалостью к себе и ответственностью, искушением и безупречностью, слабостью и самообладанием, обидами и самостоятельностью, мстительностью и созидательностью …
Клетки мозга порождение системы его составляющей. Исходя их этого, справедливо заключить «Каждый народ заслуживает своего правительства». Только повсеместно изменяя свой собственный менталитет, менталитет растущих поколений, где каждая частица модернизируется и стремиться к развитию и пониманию — постепенно можно изменить менталитет общественной системы в целом.
В обществе где царит депрессия и нетерпимость, невежество и жестокость, можно открыто говорить о существовании болезни общества в целом, на всех уровнях в той или иной мере. Где отдельные здоровые участки, неизбежно страдают в результате глобального социального недомогания. Как далеко зайдет процесс болезни, иногда зависит от небольшой группы клеток, которые обеспечивают иммунитет всей системе организма.
Таким образом, два признака характеризуют жизнеспособность системы (внутренние факторы) и возможности (внешние факторы) действовать запланированным образом. Т.е. двигаться в направлении достижения ранее заданного результата действий. Если даже один из этих факторов, а тем более оба, не позволяют системе действовать нужным образом, в определенной степени, систему можно признать не дееспособной, как система она не функционирует для получения заданного результата действий. Следовательно, есть реальность Вселенной или Унивесума (Унисистема) и есть иерархия подсистемных реальностей. Для каждой системы своя реальность, которая определяется внутренними факторами – способностью к заданным действиям. Отсюда, направшивается вывод: внутреннее состояние, построение и поддержание дееспособности структуры подсистем, и окружающая ситуация, определяют способность систем к реальному воплощению действий.
Думаю, ее функция — поддержание разного рода порядка и обеспечение жинеспособного взаимодействия между, даже, самыми незначительными ее частями. Если травмы и некрозы участились (то бишь, депрессии, неврозы и суициды — то систему можно рассматривать как теряющую свою дееспособность.