Агентность — это проактивная позиция индивидуума по отношению к «багажу» собственных возможностей и потенциалов. Проактивная позиция, рационализация действий, это то, что отличает нас — людей от животных и искусственного интеллекта. Это активная самостоятельность и любознательность.
Обезьяны, которых научили различать буквы, обучились этому при помощи такого механизма как «всматривание», наблюдение со стороны и подражания. Приматы механически могут собрать выученный порядок букв, который для нас будет обозначать смысл слова, а для них объект-сигнал для получения поощрения. Но задать вопрос и поинтересоваться, чтобы совершенствовать этот навык, они не могут. Искусственный интеллект, хоть и знает больше человека, но тоже не владеет агентностью. Ему для развития не нужно любопытство, эту функцию за него выполняют встроенные алгоритмы.
Человек, когда учится новому, не просто заимствует, приобретая для себя навыки выполнения задачи от другого. Он кроме наблюдения, попутно задает вопросы, уточняет, слушает и понимает речь наставника, пропускает через себя эти навыки, в эти моменты внутри его мозга формируются новые нейронные связи. Вначале этот опыт удерживается в кратковременной памяти и если опыт повторяется, «перемещается» в области мозга долговременной памяти. Таким образом, этот навык в будущем, можно будет дополнять другим и использовать многократно и уже по-своему.

А для того, чтобы уточнить как делать правильно, в моменты сомнений, человек идёт на контакт и спрашивает из любопытства, что именно он сделал правильно, а как именно? Он понимает где допустил ошибки. Далее, человек получивший навыки, способен создать и развить на этом опыте уже свои —уникальные способности. Далее это уже творческий процесс.
Именно это качество формируется у детей с 6 до 12 лет и связано с периодом Maстeрcтвa. Важно пройти этот возрастной период наиболее разнообразно, при всесторонней полноценной поддержке.
Если посмотреть на детей 6-12 лет, их часто можно застать за спорами. Пока что, они могут только так отстаивать свою точку зрения. При этом, они в контакте с другими людьми могут перенимать опыт от людей из круга своего общения, иногда выдавая чей-то опыт за свой. При этом дети проявляют любопытство и в процессе познания ведут себя очень активно. Затем они обучаются выражать навыки вербально, в виде более стройной словесной конструкции, идеи высказанной вслух или записанной текстовым способом. Этот период взросления связан с любопытством к действиям и новой информации, активным добавлением своего нового опыта, видоизменяя первоначальный опыт.
Полученный опыт не всегда будет принят сразу. Иногда ребёнку будет не хватать выдержки, внимания и одобрения от окружения.
В этом случае, этот период пройдёт слишком быстро и не в полном объеме. У ребенка не будет возможности почувствовать именно своё собственное мастерство. Навыки, которые он позаимствовал у другого и не сделал своими, он не сможет применять. Это значит, что он будет в большей мере зaвиceть от мнения другого человека и его критики. А критика без внутренней поддержки воспринимается мозгом как опасность. В таком состоянии не возникает потребность проявлять агентность и оттачивать мaстeрcтвo.
В таком случае, без поддержки, у ребенка, а потом уже подростка, формируется негативная установка, которая не осознается потом человеком, но мешает пройти период Maстeрcтвa — глубинное убеждение «Не взрослей». Это связано с тем, что человек впадает в состояние беспомощности, в моменты когда что-то не получается сразу. В норме, это выглядит так: не получилось → проявил агентность и пошёл в диалог или на контакт из любопытства → но его не поддержали. Если такой сценарий повторится многократно, ребенок решит, что неспособный, и лучше следовать уже готовым решениям от других людей. Начнет привыкать, принимать пассивную позицию, которую одобряют значимые взрослые. С таким послушным ребенком вроде бы приятно общаться, он не создает лишних проблем, не отвлекает лишними вопросами. Только вот и ответственность брать на себя он брать так и не научится. И даже когда станет взрослым, решение вопроса и одобрения всегда будет ожидать от других. Ведь чьи-то готовые решения он уже привык брать на вооружение в далеком детстве, а готовое взять проще. Психика не тренируется.
А что ему делать, когда ситуация изменится, и готовых решений нет или эти, чьи-то решения не сработают? В таких случаях, эта ситуация уже начинает превращаться из задачи в проблему. У него в опыте не было поддержки и мaстeрcтвo сформировалось не полностью.
Так, если у ребенка в 6 лет возникло убеждение: «Не получится сразу, значит я никогда не смогу это сделать». Это порождает чувство неудовлетворения уже от выполненной работы. Такие люди гораздо чаще стрессуют и это отражается на их самочувствии.
Что важно в период формирования Maстeрcтвa — так это, то чтобы рядом были понимающие, поддерживающие люди, которые будут терпеливо отвечать на вопросы, подсказывать и подбадривать.
- Но есть хорошая новость. Даже если эта стадия пройдена не самым лучшим способом, у любого человека есть возможность измениться. Достаточно только захотеть и сделать первый шаг.