Кажется, что быть уязвимым и быть в жертве – это одно и то же; между тем это вовсе не так.
Уязвимость, несовершенство – это свойство человеческой природы; Мы не можем быть всегда на высоте, во всеоружии, Мы не можем все знать, все уметь, постоянно быть в форме, Не можем, и не должны.
Быть в жертве – это значит выбрать (даже временно) зависимость, неотделенность, Это означает неразбериху с ответственностью и границами, Это отказ заполнять свою жизнь собой в ожидании, что это сделает значимый близкий человек.
Уязвимость является синонимом слабости, незащищенности и несовершенства. Считается, что быть уязвимым – значит подставить себя под удар, Это значит раскрыть свои слабые места для нападок, и этого нельзя допускать.
Многие люди затрачивают гигантские усилия по созданию имиджа совершенства и неуязвимости Только лишь потому, что не способны принять себя нуждающимися и зависящими от тепла, поддержки и участия других людей, Потому что не умеют принять себя.
Уязвимость и принятие создают необходимую пару; признание права на несовершенство происходит только с помощью принятия.
…Опыт принятия (непринятия) человек усваивает в отношениях со своими родителями и остальным миром, который оказал свое влияние, вступая в отношения с уязвимостью ребенка.
…Мои клиенты рассказывают очень похожую историю, Которая различается в мелочах и нюансах, но главный сюжет удивительно схож.
Они рассказывают о том, как рано усвоили, какой спасительной в их адаптации была не-детскость.
И какой ненужной и даже опасной была естественность; такая естественность, которая мешала видеть их взрослыми, серьезными и ответственными…
Некоторые рассказывали о том, как защищали одного родителя от другого, или как примиряли их, Другие вспоминали, как мать была истощена своим материнством, на которое у нее не хватало сил, обвиняя своего ребенка в том на что сама решилась; Некоторые рассказывали о вмененных не по возрасту заботах о младших братьях и сестрах, Еще говорили о необходимости поддерживать имидж воспитателей в глазах других людей…
Все перечисленные примеры свидетельствуют о зависимости воспитателя, его благополучия, его позитивного образа себя от желательного образа ребенка, А так же о его нетерпимости, непринятии своего ребенка реальным, И о переносе ответственности на ребенка за свое эмоциональное состояние.
Нетерпимость зачастую связана с неприятием простого факта что все происходит только вовремя, в том числе рост и созревание… непринятием того факта, что человек может справляться с задачами только своего возраста;
…В этом смысле ребенок уязвим, очень уязвим:
Любая задача «не по плечу» ставит его в очень тяжелое положение, Его зависимость от взрослого, необходимость сохранить к себе расположение заставляет его, с одной стороны, напрягать все свои ресурсы и возможности для того что бы соответствовать ожиданиям; С другой стороны, в силу того, что он не в состоянии отдать ответственность за непомерные ожидания к себе своим воспитателям, То есть именно в силу недостаточной зрелости ребенок приходит к ложному выводу, что во всем виновата его уязвимость.
Чаще всего раздражение, непринятие с последующим наказанием и отвержением вызывают:
- Детские ошибки,
- Детские эмоции (страхи, грусть, привязанность, гнев, упрямство)
- Детская непосредственность
- Детская нужда в тепле, близости, .
Именно эти естественные человеческие свойства, будучи отторгнутыми самыми близкими людьми, впоследствии тщательно скрываются, оберегаются от вторжений и посягательств. Вход в пространство уязвимости охраняется страхом и стыдом; именно эти чувства переживает взрослый человек, если кто-то приближается к его уязвимости.
Одновременно начинает эксплуатироваться та часть личности, которая никогда «не подставит» — это образ сильного, справляющегося во всем и со всем человека, который кажется защищенным, но которому отчаянно не хватает… отвергнутой уязвимости. ….
Принять свою уязвимость – это согласиться с тем, что ты нуждаешься, что ты можешь быть несовершенным, ты можешь ошибаться. Это значит согласиться проявлять «невзрослые» качества, вернуть себе непосредственность, Это значит снова встретиться со своими чувствами и реабилитировать их.
Принятие означает так же и то, что в данный момент времени ты можешь быть только таким, каким ты к нему пришел. Именно с тем багажом, опытом, знаниями… И ты никак не можешь быть другим, даже если очень-очень хочется. …….
Такое принятие…
Не требует подталкивания, поторапливания, подгонки к желательному образцу. Оно не требует навязчивого спасательства. Такое принятие…
Соглашается подождать, когда ты сам приблизишься к необходимому рубежу – по возрасту, по развитию, или же когда до конца переживешь эмоциональное состояние…
В большинстве случаев мы отвергаем собственную уязвимость. Отвергаем вследствие полученного тяжелого опыта, вследствие гендерных стереотипов, по-прежнему обвиняя ее во всех бедах.
…Принятие себя реальным является полноценной поддержкой себя: именно такое принятие нам было нужно получить в свое время…
Из-за недостатка такого принятия, Из-за того, что мы повторяли старый опыт ожидания от себя сверх того что можем, мы упускали возможности взросления, ибо слишком были заняты переделкой себя.
Когда мы заявляем: «Когда же я перестану зависеть?», «Когда же я перестану так эмоционально реагировать?» это тоже непринятие, ибо выражает ожидание, что уже пора бы….
Принятие звучало бы так: «Да, я все еще боюсь»… «Меня до сих пор задевает»… «Я по-прежнему жду» А какой еще я могу быть, если весь мой опыт — это опыт недостаточной поддержки?
Такое принятие откроет дорогу эмоциям: горечи, грусти, гневу. Именно проживание того, что не прожито в свое время продвигает нас в нашем процессе, а не ожидания от себя того, к чему на данный момент мы еще не готовы. Постепенное возвращение той самой отвергнутой детскости принятие себя, терпимость к своему несовершенству поможет бережно отнестись к уязвимости своих близких, Создавая по-настоящему теплые искренние отношения.
Источник: https://psy-practice.com/publications/prochee/viderzhat_uyazvimost/