Псевдоблизость. Как остаться рядом с другим в абсолютном одиночестве. — Психология человека
Подписаться на наши соцсети

Псевдоблизость. Как остаться рядом с другим в абсолютном одиночестве.

Настоящая близость начинается с диалога. Ни с обнимашек-няшек, поцелуйчиков и лайков в соцсетях. И даже не с ласковых слов в адрес собеседника. Она начинается тогда, когда может произойти диалог — то есть где каждый может слышать и быть услышанным другим. Кажется, что диалог — это очень просто. Просто сначала кто-то говорит, а кто-то — ему отвечает. Но на самом деле, на мой взгляд, диалог — это, порой, очень сложно. И вот почему.

Делать то, чему не учили.

Способность слышать другого человека — не просто слышать слова и понимать их значение, а вдумчиво, эмпатически, включенно, как бы стать на место другого. В этот момент его понять, понять то, что он хочет сказать. И это значит, что в этот момент «оттормозить себя», отложить на некоторое время свои нужды. И многим людям это крайне сложно делать. Ведь как можно это делать с другими, если этого, к примеру, никогда не делали со мной? Если родители, к примеру, не слышали меня — перебивали на полуслове и навязывали что-то свое, или просто игнорировали мои детские слова как нечто «ерундовое» и глупое. Не пытались вникнуть, понять, услышать. Как я могу это же делать с другими людьми? Да никак.

Псевдообщение и псевдодиалог.

В общении многих взрослых людей появляются псевдодиалоги, которые выглядят как настоящее общение, по форме, но по внутренней природе переживаний к близости не приводят. После них, обычно, ощущение одиночества, печали и потраченного времени. Что же это за псевдообщение и как его распознать? Существует несколько типов такого диалога. Все эти варианты, в итоге оставляют сложный неприятный эмоциональный осадок и чувство неудовлетворенности.

1. «Моя твоя не понимать!». Этот тип псевдодиалога строится на том, что собеседник изначально искажает смысл сказанного и не уточняет деталей. Например, один говорит: «я по-разному отношусь к этим людям», а другой ему: «я понял, что ты не любишь этих людей». Понятно, что смысл сказанного уже существенно искажен, ведь сработало внутреннее психологическое расщепление того, кто слушал. Дальше — больше. Собеседник в том же предложении начинает делать вывод из уже искаженной фразы. «А раз ты плохо относишься к ним, а я — хорошо, то мы больше не друзья!». Например, первый участник диалога все же делает усилия для того, чтобы объяснить второму, что «да нет же, я не то хотел сказать, я хотел сказать вот это и это», шансы быть услышанным увеличиваются. Но второй собеседник может не поддержать этот сигнал, и сказать «да все я понял, нечего мне объяснять», и тогда ощущение бессилия первого и злости и обиды второго останется в «сухом остатке». Люди не встретились, они небыли близки, небыли в контакте. Хотя и разговаривали какое-то время. В данном примере получилось, что первый собеседник был как бы более устремлен на то, чтобы быть услышанным и правильно понятым. И он делал шаги к близости и контакту со вторым. Бывает, что оба — и первый, и второй искажают услышанное, и в итоге получается настоящая каша и в осадке — взаимные обиды, злость и даже ярость.

2. «Забрасывание вопросами». Есть большое отличие, если собеседник уточняет, правильно ли он понял (и тогда это создает контакт и диалог), и если под маской уточнения он пытается проявить агрессию к другому. Но уточнять можно по разному Ведь орешки можно колоть, к примеру, молоточком аккуратно — и шаг за шагом съедать сердцевину, а можно не разделяя ядра от скорлупы — разбивать вдребезги. Вот и тут: можно аккуратно уточнять детали, а можно нетерпеливо «докапываться». Например, «я хочу покушать» ,- говорит кто-то, а другой ему — «хм, а ты точно хочешь? И не выслушав ответ продолжать: А как ты хочешь покушать, а зачем ты это хочешь сейчас?». После тирады вопросов первый может реально засомневаться, хочет ли он дальше кушать или уже нет. И тогда он остается неуслышанным и, конечно, не понятым. Это простой пример. В жизни часто подобное происходит по более абстрактным вопросам — когда кто-то выражает, к примеру, свое мнение, отношение к чему-то. Пресловутый «психологический» вопрос «а зачем тебе это?», сказанный в обычном общении, не что иное, как отзвук агрессии к собеседнику и попытка проигнорировать его, заняв как бы более «высокую» позицию в общении.

3. «Контр-аргументы». Когда что бы не сказал другой используется для того, чтобы сформировать свой анти-взгляд на вещи. Тут совсем не важно, что говорится. «Я люблю яблоки» или «Я хотел бы прочитать эту книгу». Собеседник находит сразу массу аргументов, почему яблоки — это не то и книга эта — не стоит внимания. «Ученые недавно доказали, что яблоки совсем не полезны, а вот груши — да. Почитай!». Или «есть намного более умная литература, а это — не модно/не умно/полный бред/поверхностно и т.д». Цель собеседника — не диалог, а игра в самоутверждение. Обычно, от внутреннего страха и неуверенности. Или «а я бы не стал читать книгу», «есть яблоко» — не подкрепляя разумными доводами.

4. «В огороде — бузина, а в Киеве — дядька». Это такое себе «параллельное общение». Один сказал что-то о себе, потом другой ему тоже что-то о себе, не связанное с посланием собеседника. Вот ты меня выслушал, теперь я тебя. Цель — просто что-то «порасказать». Отреагировать эмоции. А что там именно… не так важно. Я тебя как бы послушаю, зато потом буду иметь «моральное право» на то, чтобы слушал меня ты. Вроде поговорили. Но, на самом деле, никому до жизни другого, может, и дела нет никакого… Или один подробно описывает или рассказывает другому что-то важное для диалога, а другой отвечает односложно и бессодержательно в стиле «о клево», «прикольно» и тд.

Кто способен к диалогу.

К диалогу обычно способны зрелые, любознательные люди. Ведь у таких высказывание другого человека, даже если оно не сочетается со своим мнением, не является угрозой и не разрушает картину мира или «образ Я». Оно является некоторой альтернативой, к которой можно проявить интерес. И — выбрать приближаться дальше или найти другие зоны интереса.

Когда другой — «лабораторная крыса».

Важно сказать про такой интересный процесс, как попытки пробраться в голову другого человека, обходя его свободу воли. «А что же он думает на самом деле?» — спрашивает девушка у психолога/таролога/экстрасенса. Но только не у своего парня! Он ведь правду-то не скажет, обманет! И что же это за отношения, что нужно все выискивать через какие-то интерпретации поведения, а не доверяя и узнавая у самого его автора? Он носит зеленую майку, значит он — интроверт. А в красной — экстраверт. И ищут люди миллион объяснений, так и не встречаясь в диалоге, живом и подлинном, с другим человеком. «Я смотрю, ты руки скрестил, наверное, от чего-то защищаешься», — говорят «продвинутые» пользователи психологических сайтов. И не очень понимают, что пытаются активно внедриться на территорию, куда их не понятно, приглашали ли.

Хорошо бы информацией, которую вы получаете о человеке косвенным образом, правильно и аккуратно пользоваться. Во время консультации психотерапевта такого рода интервенции, вопросы, предположения или интерпретации с его стороны, уместны. Там уже заранее дано согласие клиента на некоторое «препарирование» его психики. Для этого и созданы безопасные условия клиент-терапевтических отношений, психотерапевт много лет учится аккуратно обращаться с этим инструментарием.  В индивидуальной терапии можно разбирать то, как же сформировалась привычка игнорировать другого человека и, соответственно, себя самого. Как изменить это в себе.

Как быть в диалоге.

Чтобы построить подлинный диалог, необходимо искать в себе ресурс слушания. Слушания и контейнирования (собирания, удерживания) тех эмоций и мыслей, которые возникают в ответ на высказывание собеседника. Они тоже будут иметь место, но позже. А сейчас — важно «впечатлиться», понять, что другой хочет сказать. И уже потом решать, какое мое к этому отношение. И то, что важно — сказать в ответ. Подлинный диалог оставляет в душе чувство наполненности и удовлетворенности, радости, благодарности. Даже в случае, если мнения или потребности не совпали. Быть в контакте и диалоге можно научиться.  И как выбрать изменить это.

«Да» и «Нет» — наилучшие регуляторы.

Баланс «да» и «нет» говорит о зрелой позиции человека и о его внутренней целостности и равновесии.

Что такое слово «нет»? Это регулятор границы в отношениях и регулятор дистанции между двумя людьми. Слово «нет» способен сказать человек, которой в подростковом возрасте решил своевременно задачу «Я», он чувствует свои собственные границы. Но если при этом он редко говорит «да», то он боится, что эти границы будут нарушены. Они у него настолько хрупкие, что словом «нет» он постоянно защищает свое ранимое «Я».

Что такое слово «да»? Это регулятор близости, способность быть в слиянии с другим человеком. Слово «да» способен сказать человек, который в подростковом возрасте выполнил успешно задачу быть в «Мы». Он чувствителен к потребностям другого. Но если при этом он редко говорит «нет», то он не способен существовать в отрыве от другого., он не может жить без пары один. И он часто игнорирует себя.

Давайте разберемся кто такие люди-«да»?

Они очень терпеливые, выносливые, сочувствующие, сострадающие, заботливые люди. Они больше ориентированы на нужды других людей, чем на удовлетворение собственных потребностей. Это раненые целители, которые постоянно кого-то спасают, кому-то помогают. А даже если не так явно, то такой человек все равно «заточен» на удобство других людей , но не на свое собственное. Это страдальцы, которых всегда все используют и ездят на их спинах. Ведь они практически безотказны. Они игнорируют себя и могут внутри злиться на других, что им постоянно приходится соглашаться и прислуживать, но сказать «нет, мне так неудобно» они не в силах. Они боятся обидеть отказом другого человека, боятся что если они скажут «нет» , то потеряют отношения. Они заложники слова «да». И очень часто именно потому, что такие люди игнорируют свои потребности, свои чувства, они страдают всякими психосоматическими расстройствами, так как подавляют в себе очень много гнева и боятся остаться никому не нужными, а следовательно отвергнутыми, изгоями. И по этой причине выбирают отвергать сами себя. Они живут с ощущением , что у них с рождения нет права на слово «нет». Кто отобрал у них это право? Родители конечно. Родители, которые воспитывали удобного для себя ребенка, манипулируя на страхе потери и вине. Они решали за ребенка, что для него лучше, куда ему идти, какие решения принимать, когда есть, когда спать.  И права заявить о своем несогласии с волей родителя у таких детей не было. В общем и во взрослом возрасте такие люди живут без этого права, так как все то, что ранее делали родители с таким ребенком, человек уже делает  сам с собой. Сам себе не дает права на слово «нет». «Отказывать нельзя, ведь отказом можно обидеть другого» — часто говорят люди «да». Но и сами они с трудом переносят отказ и слово «нет» воспринимают как удар, отвержение, нелюбовь. Чаще всего это люди созависимого типа поведения. Им всегда всего мало: мало боли, мало внимания и любви, мало чувств, общения, информации.

Кто такие люди — «нет»?

Это люди, которым всегда всего много. Словом «нет» они как будто отгораживают себя от внешнего мира высоким забором, защищают себя от вторжения в их личное пространство. Зачастую это люди, которые потерпели в близости с другим большое фиаско и им невыносимо , когда другой человек просит от них больше внимания, любви, общения. Они истощаются в общении и, как правило, они скупы на эмоции. Что с ними произошло? Они когда-то в контакте со своим родителем очень сильно испугались ошеломляющего вторжения того, кто их гораздо сильнее и от которого они полностью зависимы были. Они испугались той власти, которую над ними может взять другой человек. Как правило, такие люди, как и первые, подвергались эмоциональному насилию, но здесь скорее еще и физическое насилие присутствует в истории развития. Слово «нет» — это единственное, что их спасает и дает им способность ощущать живым свое «Я». Чаще всего это люди контрзависимого типа поведения.

Когда встречаются человек- «да» и человек-«нет», то получается сценарий «догони меня, если сможешь» — один убегает, второй догоняет. Но для чего именно создаются такие союзы? Для того, чтобы завершить то, что незавершенно в подростковом возрасте. Человеку- «да» нужно научиться быть в «Я», а человеку –«нет» нужно научиться быть в «Мы».  Что это значит? Человеку- «да» важно нарастить свои опоры внутренние и научиться чувствовать свои границы и вводить в свой обиход слово «нет», не боясь потери отношений. А человеку-«нет» нужно научиться быть в близости с другим, впускать на свою территорию другого, открываясь ему и не бояться, что как в детстве, его уязвимость будет использована против него. Именно для взросления и завершения задач развития встречаются эти двое. Но как часто люди не проходят этот кризисный этап в отношениях, когда после первых шагов в общении обнаруживается разность, обусловленная детскими травмами обоих партнеров.

В идеале зрелый человек должен уметь сказать «да» себе и отказать другому, «нет» себе и  «да» другому, не застревая надолго ни в состоянии «да» , ни в состоянии «нет». Отношения складываются из постоянного движения из двух «Я» в «Мы», а затем из «Мы» — два «Я» и это как цикл дыхания. Но если пара застряла на вдохе или на выдохе, то отношения умирают. Они становятся невозможными в этом застревании, так как становятся невыносимыми для обоих партнеров.

Что можно посоветовать? Посмотреть в глаза своим детским страхам и пойти им навстречу.  Одному нужно преодолеет страх близости и поглощения другим, а второму преодолеть страх одиночества и отвержения. Как два мудрых, но порой жестоких, учителя они заставляют друг друга взрослеть. Они разочаровываются и срывают друг с друга розовые очки эйфории от первой встречи, если повезет, приходят к зрелым отношениям, создавая произведение искусства отношений, в котором нет места идеалам, требованиям и попыткам переделать того другого.

Источник: https://psy-practice.com/publications/psikhicheskoe-zdorove/psevdoblizost-kak-ostatsya-ryadom-s-drugim-v-absolyutnom-odinochestve/

Психологическая помощь в Красноярске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Translate »